Правила поведения на скользкой дороге
Вычистите стекла
Все стекла обязательно должны быть чистыми — и лобовое, и заднее, и боковые. Чтобы окна не индевели во время езды, нужно обязательно привести в порядок отопительную систему.
Прогрейте мотор
Разогреть мотор нужно для того, чтобы не обмерзали стекла, а машина не заглохла на первом же перекрестке. Холодный мотор может подвести и при выезде на главную дорогу — тяга слабовата.
Проверьте фары
Неотрегулированные фары ослепляют водителей встречных машин, особенно когда стекла влажные. Фары нужно отрегулировать и время от времени проверять, не сместились ли они.
Протрите указатели
Указатели поворотов машин и стоп-сигналы часто гасятся покрывающей их грязью. Поэтому перед каждым выездом следует протирать их, кстати, и фары тоже.
Предупредите заранее
Скользкая дорога не прощает неожиданностей. Водители должны знать о ваших намерениях. Включать указатели поворотов намного раньше — не за 20 метров, а за 60. А если вам нужно снизить скорость или остановиться посреди дороги, то заранее помигайте стоп-сигналами.
Избегайте резких движений
На скользкой дороге многое нельзя делать резко: тормозить, меняя передачу, поворачивать руль, прибавлять скорость. Все движения должны быть плавными, деликатными. Иначе машина пойдет юзом и не будет вас слушаться.
Учитывайте увеличение
Длина остановочного пути на скользкой дороге увеличивается в три-четыре раза, а на льду еще больше. Увеличение это нужно учитывать как при выборе дистанции, так и по мере приближения к местам остановки — пешеходным переходам, перекресткам, «пробкам», остановкам общественного транспорта, местам, где машины ожидают поворота налево, трамвайным путям, снежным горкам, где катаются на санках, и т. д.
Сбросьте скорость
Чем выше скорость, тем труднее удержать машину на дороге и тем длиннее остановочный путь. Вероятность, что машина потеряет по какой-либо случайной причине управляемость, зимой сильно возрастает, и чем выше скорость, тем тяжелее могут быть последствия.
Не тормозите резко
От рефлекса жать на тормоза зимой нужно избавиться. При резком торможении колеса блокируются, и машину заносит. Основной способ остановить ее — плавно сбрасывать скорость, не выжимая сцепления, и только под самый конец нажать на тормоз. Иногда рекомендуется тормозить переводом на низшую передачу, но на скользкой дороге это опасно — рывок после переключения может также привести к потере управляемости. В самом крайнем случае можно попробовать тормозить и тормозами, но делать это можно лишь короткими импульсами — чтобы блокирующие колеса не успели начать скользить. А если ничего не поможет, выберите себе сугроб «посимпатичнее»…
Аккуратнее на старте
Слишком резкий старт приводит к тому, что колеса начинают буксовать. Когда же, наконец, колеса зацепятся за дорогу, машина рванет с места. Это означает, что на скользкой дороге не стоит предпринимать рискованные выезды — вы видите приближающуюся машину, рассчитываете, что успеете проскочить, но сразу вам с места не взять, а когда машина совершит, наконец рывок, другой автомобиль как раз окажется в опасной близости. Если же колеса начинают буксовать в снегу, то, газуя, вы лишь глубже зароетесь в снег. Для того, чтобы выбраться, нужно попытаться «раскачать» машину — при малых оборотах включать и выключать сцепление. Амплитуда раскачивания будет расти, пока машина не выкатится. На всякий случай надо возить с собой лопату — выкапывая машину, нужно расчистить колею спереди и сзади каждого колеса.
Для того, чтобы не застревать вообще, лучше всего научиться стартовать очень аккуратно, не газуя, и желательно сразу со второй передачи — это надежней.
Осторожнее на льду
Асфальт может показаться чистым и безопасным, но вдруг вы начинаете чувствовать, что машина держится на дороге неуверенно. Это значит, что вы попали на обледенелый участок. Тормозить и сбрасывать резко газ нельзя — может занести. Замерев на несколько мгновений, не меняя ни положения руля, ни нажимая на газ, убедитесь, что машина идет по прямой, и лишь после этого снизьте скорость, плавно сбавляя обороты.
Если же обледенелый участок невелик, то пройти его можно накатом, заранее выжав сцепление. Включать сцепление на обледенелом участке нельзя — последующий рывок может привести к заносу.
Хладнокровие — прежде всего
Получилось так, что вашу машину начало заносить. Тормозить, выжимать сцепление и менять передачу нельзя. Газ сбрасывают настолько, чтобы мотор не тянул и не тормозил — лучше уж чуть-чуть тяги. Руль поверните на треть или пол-оборота в сторону заноса и несколько мгновений двигайтесь боком вперед. Как только скорость начнет падать, плавно верните руль в положение «прямо». Крутить баранку из стороны в сторону или же резко тормозить двигателем нежелательно. Не забывайте: если машину заносит вперед левым боком, руль надо повернуть также влево, если правым — вправо.

Безопасных Вам дорог и удачи!

Отдел ГИБДД УМВД России по г. Ижевску