В Казани один за другим сносят дома блокированной застройки

Дома блокированной застройки, которые в народе называют таунхаусами, в Казани сносят по решениям судов. Они расположены в разных частях города и признаны вне закона по разным причинам: кто-то строил не по тем документам, кто-то и вовсе без разрешения. На днях техника оставила груду кирпичей от 3-этажного дома на улице Красный Химик, где жили 12 семей.

На исполнении в ближайшее время у судебных приставов еще четыре подобных дела, сообщил корреспонденту «Русской планеты» Арсений Галиев, эксперт отдела взаимодействия со СМИ управления службы судебных приставов. Всего, как сообщают в мэрии Казани, по городу выявлено 134 незаконных таунхауса. Так что акция по их сносу только на начальном этапе. Все впереди.

Началась эта кампания в июле прошлого года. Тогда разрушили только что построенный таунхаус на той же улице Красный Химик. В этот дом вот-вот должны были заселиться 12 семей. Он был возведен в коттеджном поселке по разрешению на индивидуальное строительство. Индивидуальное лишь на бумагах, на деле — многоквартирное жилье. Потому суд и решил снести этот дом. По той же схеме пошли и другие фирмы-застройщики. Многие из незаконных многоквартирных построек пойдут под снос именно из-за этого.
Продавали, имея на руках решение о сносе

После того как суд вынес решение о сносе, дом еще долго стоит нетронутым. К примеру, на улице Красный Химик решение о сносе еще одного дома исполнили только спустя восемь месяцев.

– Затягивается снос потому, что жители делают все, чтобы оттянуть этот момент, — говорит Арсений Галиев. — Они пишут в суд с просьбой пересмотреть, отложить и так далее. Тяжелее всего закончить дело с домами, где уже живут люди. Надо ждать, пока они выселятся. А вот в поселке Константиновка, где таунхаус еще не достроили, уже потихоньку начали его разбирать. А один застройщик и вовсе исполнил решение суда самостоятельно.

Жители дома по адресу улица Красный Химик, 12, который разрушили буквально на днях, стояли до последнего. Судебные приставы вызвали на место тяжелую технику, люди заперлись в квартирах, были такие, кто угрожал суицидом. Следственное управление СК по Татарстану возбудило уголовное дело в отношении двух жителей таунхауса за причиненный судебному приставу вред. Исходя из сообщения на официальном сайте ведомства, эти люди ударили и оскорбили пристава.

– Если бы не ребенок, я давно наложила бы на себя руки. Нет ни дома, ни денег, — сказала одна из жительниц дома, Лилия, корреспонденту «Русской планеты».

Семья переехала в новую квартиру, продав жилье в городе, в конце прошлого года. Прежде чем купить эти квадратные метры, долго изучали документы, говорит женщина. Но, видно, внимательность подвела. Выяснилось, что застройщик Ольга Варисова продавала части дома, построенного без нужных документов, уже имея на руках решение о сносе. Так директор строительной фирмы заработала 10 млн рублей. Как сообщили в Следственном управлении СК РФ по Татарстану, на нее заведено уголовное дело. Самое удивительное, сами покупатели застройщика не винят. По их мнению, виноват Исполком и надзорные органы. Их интересует, почему они сначала выдали разрешения и документы, а нестыковки не заметили вовремя. У чиновников ответ один: разрешение выдавалось на индивидуальное строительство.
«Нам тоже больно смотреть на это»

В поселок Салмачи вот-вот должна приехать тяжелая техника.

– Каждый день как в бою, — рассказывает одна из жительниц Ирина Панфилова. — Сказали, что придут в понедельник. Не было. Позвонили, обещали явиться через два дня. Не приехали. Теперь перенесли на следующую неделю.

Пока судебные приставы едут к ним, жители таунхаусов пытаются добиться встречи с руководителем Исполкома города. Только он на контакт пока не идет. У жителей дома есть предложение создать ТСЖ и самостоятельно пройти все инстанции, чтобы узаконить жилье.

По словам Ирины, они намерены добиться того, чтобы землю переквалифицировали на зону, в которой можно строить многоквартирные дома.

– Это возможно, — говорит президент РОО «Правовая грамотность населения Республики Татарстан» Тарас Посталюк. — Для разных земель устанавливаются свои правила землепользования и застройки. Сохранить дома можно, если поменять разрешенное назначение земель.

Но для этого нужны веские причины и доказательства, чтобы комиссия приняла положительное решение.

Жители считают, что смогут убедить экспертов.

– Ведь газ, вода здесь есть. То, что дом многоквартирный, на работу коммуникаций плохо не влияет, — говорит мать двоих детей. — Мы все с малышами. Сейчас в списке «незаконных» 134 дома. Куда всем этим семьям деваться? У нас кредиты, жилья нет. Власти не откликаются, не идут на разговор.

Впрочем, власти все же говорят о проблеме таунхаусов. Но только не с жителями, а на совещаниях. Глава города Ильсур Метшин на одном из заседаний в мэрии высказался:

– Дома сносит не исполнительный комитет. Дома сносятся по решению суда судебными приставами. Нам тоже больно смотреть на это. Все мы люди. Но если мы будем обсуждать закон, а не исполнять его, то это будет не правовое государство. Кто будет нести ответственность, когда, не дай Бог, обрушится конструкция? Пожар случится? А там пожарные выходы не рассчитаны на такое количество людей. Воды не хватает, потому что это индивидуально жилищный дом должен быть, а не многоквартирный. Люди, которые знали, что эти дома под снос, все равно покупали в них квартиры, потому что они в два раза дешевле. Завтра они будут приходить к нам с вопросами — почему воды нет, почему мусор не вывозится.

Сейчас в черном списке 134 дома. По сравнению с прошлым годом эта цифра выросла больше чем вдвое. Видно, бизнес выгодный: спрос большой, цены низкие, строить легко, если не оформлять должным образом документы. Люди живут в 18 таунхаусах, признанных вне закона. И не исключено, что эта цифра увеличится. Ведь, непонятно на что надеясь, люди вкладывают деньги в заведомо приговоренную недвижимость. Компенсация им светит уж очень смутно. Тем более что они не желают писать заявление в суд на застройщика, чтобы вернуть деньги.

По мнению казанского юриста Ольги Плехановой, если даже пострадавшие покупатели добьются через суд компенсации, то получить деньги на руки — большая удача. Как правило, взыскать средства с застройщика крайне сложно, потому как у него обычно не остается никаких активов. http://kazan.rusplt.ru