Российские таксисты так и не смогли пролоббировать изменения в уже подписанный президентом России федеральный закон "О такси": 1 сентября он вступил в силу в том самом варианте, который был одобрен еще весной. Теперь таксистам необходимо получить разрешение на извоз, установить счетчики и шашечки. Власти надеются, что с помощью закона с рынка удастся выдавить "бомбил".
Президент России Дмитрий Медведев подписал закон "О такси" 21 апреля 2011 года. Часть его положений вступает в силу с 1 сентября, а часть (особенно та, которая касается конкретных штрафов за новые нарушения) - в начале 2012 года.
Все лето различные объединения таксистов пытались доказать через прессу, что закон необходимо изменить: одни считали, что его необходимо ужесточать, другие полагали, что он и без всяких ужесточений оставит без работы большое количество частных таксистов. На различных форумах таксистов, меж тем, обсуждали, так ли страшно получение разрешений, для чего оно вообще нужно и сколько денег предстоит отдать за то, чтобы выполнить все требования закона.
1 сентября к обсуждению закона "О такси" активно подключилась и пресса, в основном региональная. Кто-то пишет, что в их регионах вступление в силу закона привело к незначительному повышению цен на такси, кто-то, наоборот, отмечает, что пока ничего необычного на рынке не произошло. "Лента.ру" предлагает разобраться, что же все-таки изменится со вступлением закона в силу.
Шашечки и счетчики
Для самих таксистов наиболее важной статьей закона является статья номер девять, в которой описывается, какие организации могут получить разрешение на перевозку пассажиров.
Во-первых, перевозками смогут заниматься только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Это означает, что даже если вы не хотите заниматься частным извозом регулярно, но иногда подвозите людей от метро до дома или от дома до аэропорта, вам, чтобы соответствовать требованиям закона, необходимо будет зарегистрировать себя как индивидуального предпринимателя.
Во-вторых, в законе прописано, что получать разрешение на перевозки необходимо на каждую машину, причем она должна быть либо в собственности таксиста, либо в лизинге. Таким образом, если автомобиль зарегистрирован, условно говоря, на жену, то заниматься перевозками нельзя.
В-третьих, каждая машина должна быть оборудована несколькими обязательными вещами. Помимо стандартных шашечек на крыше и счетчиков, таксистов обязали "иметь на кузове цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке". Кроме того, в законе написано: "Легковое такси должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации". Иными словами, все такси одной фирмы, если того потребуют власти субъектов, должны быть выкрашены одинаково.
Собственно, именно эти три пункта и вызывают главное недовольство таксистов. "Их волнует только то, чтобы машинки были одного цвета. Хотя как это повлияет на безопасность, я, честно говоря, не знаю", - говорил об авторах законопроекта "Ленте.ру" председатель межрегионального профсоюза "Таксист" Ярослав Щербинин.
Тем не менее, стоит отметить, что окончательные решения по "цветовой гамме" принимаются субъектами федерации. В Москве, например, в конце августа уже заявили, что не станут заставлять таксистов красить все автомобили в один цвет.
Понятно, что крупные таксомоторные компании дополнительных расходов от новых правил не понесут: у них и так уже есть и шашечки, и счетчики, и покрашены машины все в один цвет. "Топливо не поднялось, ничего не поднялось, а разрешение выдается бесплатно, с чего должны подняться цены?" - заявил "Ленте.ру" генеральный директор "Новой транспортной компании" Феликс Маргарян.
Как раз выдача разрешений была другой "головной болью" таксистов. Они опасались, что получить разрешения будет сложно, придется выстаивать очереди, спрашивали друг друга о механизмах выдачи "корочек".
В тестовом режиме выдача разрешений началась 15 июля, а с 25 июля стала доступна для всех желающих. Таким образом, у большинства таксомоторных компаний был месяц, чтобы получить разрешения.
По данным московских властей, к 1 сентября разрешения получили 6,5 тысячи таксистов. Из общего числа более 4 тысяч разрешений были выданы юридическим лицам, а остальные - индивидуальным предпринимателям. Пока их выдают именно в виде "корочек", хотя изначально планировалось, что разрешения будут электронными. По словам главы Московского транспортного союза Юрия Свешникова, которые передает РИА Новости, в форме чипов разрешения будут доступны только в 2012 году.
Указанная цифра в 6,5 тысячи разрешений означает, что из всех перевозчиков, которые раньше считались легальными, большая часть уже легализована и по новому закону. По данным московской мэрии, в столице в 2011 году действовало около 9 тысяч легальных такси и 40 тысяч - нелегальных. Вполне вероятно, что на последних новый закон вообще никак не отразится.
"Бомбила"
В крупных городах России тысячи автомобилистов не занимаются таксомоторным бизнесом, но иногда подвозят людей до метро. Теоретически с 2012 года всем им грозят штрафы, но каким образом и кто будет контролировать их деятельность, ясно не совсем.
Вряд ли можно предположить, что у каждой станции метро круглосуточно будут дежурить полицейские, которые станут следить - в машину с "шашечками" сел пассажир или в машину без "шашечек". Да и вообще сам факт передачи денег от пассажира водителю будет сложно доказать: если такого "бомбилу" решит остановить полиция, он всегда может сказать, что решил подкинуть пассажира по доброте душевной, то есть бесплатно.
Правда, газета "Коммерсант" писала ранее, что компания "Организатор перевозок", которая занимается отловом "зайцев" в общественном транспорте, займется "контрольными закупками" и на такси. Как это будет работать и будет ли работать вообще, пока непонятно.
Это означает, что без каких-либо карательных мер, о которых бы заранее знали и таксисты, и пассажиры, "бомбилы" ни с 1 сентября, ни с 1 января, когда будут введены штрафы, с дорог не исчезнут. Так что вступление в силу федерального закона необходимо воспринимать исключительно как первый шаг для наведения порядка в отрасли. Остальное будет зависеть не только от законодательных мер, но и от инициатив региональных властей, которые ранее обещали прошедшим регистрацию таксистам разного рода льготы: от доступа к аэропортовым паркингам до организации специальных стоянок для такси в городах.