На крик своего 4-летнего сынишки папа отреагировал не сразу... Разговор с соседом отвлек его, а когда он повернулся к песочнице, то увидел сидящего на песке малыша, размазывающего по лицу слезы. На лбу его красовалась шишка, настроение у отца и сына было испорчено, но сосед, человек бывалый, посоветовал не обращать внимания на такие «мелочи» и предложил отвлечь ребенка прогулкой. Мальчик неохотно последовал за взрослыми, продолжая хныкать и проситься на руки. Отец стал сердиться и объяснил его поведение капризами и избалованностью. Через 15 минут ребенок стал жаловаться на головную боль, отказался идти. На руках мальчик немного успокоился, но вскоре сказал, что голова стала болеть сильнее. Он побледнел, возникла рвота. Отец был вынужден вернуться домой, где рвота повторилась еще раз. Вызванный к ребенку врач предложил отвезти его в больницу с сотрясением головного мозга.
Что важно знать каждому

Дети в силу своей подвижности и отсутствия навыков осторожности часто подвергают себя риску травматических повреждений. Примерно одну треть от всех травм в детском возрасте составляют черепно-мозговые травмы. Около половины из них приходится на возраст от 7 до 12 лет, и особенно часты травмы в весенне-летний период года.
Травмы происходят в результате воздействия силы удара на мягкие ткани готовы, на кости черепа и головной мозг с оболочками, с пространством, заполненным спинно-мозговой жидкостью (ликвором). Нервная система достаточно
устойчива к механическому воздействию. Конечно, у детей до года кости черепа с незакрываемыми родничками и неплотно сомкнутыми швами эластичны, но в более позднем возрасте они уплотняются настолько, что лишь удар большой силы способен их повредить.
Наличие в полости черепа ликвора — жидкости, выполняющей и роль гидростатической подушки между тканью мозга и черепными костями, служит противоударным действием. Однако резервы прочности не безграничны, и если их достаточно для того, чтобы защищать ребенка от небольших механических перегрузок, то в ответ на достаточно сильную травму могут развиться патологические симптомы различной степени выраженности. Возникают местные изменения в тканях на подвергшейся удару стороне или противоположной (по принципу контрудара) и в целом связанные с действием гидродинамической волны.
Ведущая роль в общих нарушениях принадлежит сосудистым и ликвородинамическим реакциям. Так, спазм сосудов мозга влечет за собой резкие циркуляторные и вегетативные расстройства, которые клинически проявляются потерей сознания, головной болью, головокружением, изменением пульса и кровяного давления, утратой памяти на события, связанные с травмой. Ликвородинамические нарушения проявляются изменением внутричерепного давления, рвотой, симптомами раздражения мозговых оболочек.
В зависимости от степени тяжести травмы нарушения в нервной системе могут усугубляться внутричерепным кровоизлиянием из поврежденных сосудов. Изливающаяся кровь попадает в свободное пространство, заполненное спинно-мозговой жидкостью (субарахноидальное кровоизлияние), в толщу мозговой ткани или между оболочками (кровь тогда остается на месте, образуя гематомы). В первом случае у больного нарастают общие симптомы поражения нервной системы, во втором — очаговые.
Встречаются открытые и закрытые черепно-мозговые травмы (в зависимости от состояния костей черепа), и в оценке тяжести травмы учитывают продолжительность утраты сознания, выраженность общемозговых (головная боль, рвота, головокружение) и очаговых расстройств — «выпадений» неврологических функций (глазных, двигательных, чувствительных и координационных нарушений).
В течение черепно-мозговых травм в детском возрасте, особенно осложненных внутричерепным кровоизлиянием (гематомой), имеется наличие светлого промежутка: после травмы состояние как бы улучшается, а затем резко ухудшается. Недооценка тяжести состояния и неврологической симптоматики в таком случае влечет опасность поздней диагностики, запаздывания с принятием лечебных мер.
Да и тяжесть течения черепно-мозговой травмы не всегда зависит от силы травматического воздействия. Иногда и при легкой травме развиваются тяжелые последствия с необратимыми изменениями в мозге.
Особую настороженность следует проявлять при травмах детей группы риска неврологических заболеваний, у крупноголовых детей, например, ранее испытывавших периодические головные боли, с рвотой на фоне инфекционных заболеваний (при повышении температуры), а также при повышенной кровоточивости, склонности к образованию синяков. Следует помнить, что повторные черепно-мозговые травмы у детей протекают всегда тяжелее и чаще дают осложнения.
Как предупредить осложнения

Можно ли уберечь ребенка от травматических повреждений? Каждый взрослый понимает, что это не всегда реально, поскольку все развитие ребенка и освоение им окружающего пространства осуществляется методом проб и ошибок. Не одной шишкой расплачивается малыш за приобретенные знания. Однако прививать ему разумную осторожность и правильную самооценку своих возможностей следует как можно раньше. Хорошее физическое развитие и навыки моторной ловкости и координации движений — надежные страховщики детей от травм. Родители и окружающие взрослые нередко слишком легкомысленно относятся к действиям ребенка, сопряженным с риском травмы, и чаще становятся лишь свидетелями случившегося.
Дети, особенно школьники, часто скрывают факт травмы и поэтому родители должны быть внимательны: при появлении головной боли к вечеру, сонливости или возбужденности, рвоты или судорог всегда следует осмотреть ребенка. В этом случае и обнаруживаются следы ушибов и повреждений, о которых умалчивалось.
Если ребенку все же не повезло, произошла черепно-мозговая травма, обязательно покажите его врачу и не сопротивляйтесь госпитализации. Если врач оставляет ребенка дома, уложите его в постель и в течение 7—10 дней не разрешайте наклоны, кувыркания, длительное чтение, просмотр телепередач, а тем более активные подвижные игры. Рекомендуемое врачом лечение включает обычно успокаивающие, общеукрепляющие средства (курс до 1 месяца). При посещении школы рекомендуется освобождение от физкультуры на срок не менее 1 месяца.
Дети, перенесшие черепно-мозговую травму, долго сохраняют раздражительность, плаксивость, капризность, доходящую у маленьких детей до деспотизма, жалуются на повышенную утомляемость. В школе они плохо усваивают материал, ухудшается их поведение, начинаются конфликты с учителями, сверстниками. Часто беспокоят головные боли, иногда сопровождающиеся тошнотой, рвотой, и в этих случаях следует обратиться за советом к врачу, провести обследование ребенку, лечить его в амбулаторных или стационарных условиях.
После перенесенной черепно-мозговой травмы в ближайший период ребенку следует ограничивать объем умственной и физической нагрузки, активнее чередовать работу с отдыхом. Дети школьного возраста, занимающиеся спортом, после черепно-мозговой травмы должны освобождаться от спортивных соревнований на 6 и более месяцев в зависимости от самочувствия.