В последнее время в Роспотребнадзор вновь участились обращения граждан с жалобами на противоправные действия со стороны коллекторских агентств, незаконный характер деятельности которых не раз отмечала не только Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, но и Генеральная прокуратура Российской Федерации (http://genproc.gov.ru/news/news-76937/).
Заявители указывают на поступающие в их адрес разного рода угрозы («по вашему адресу будет выслана мобильная группа для выяснения причин неоплаты» и др.), прямой шантаж, несанкционированное распространение персональных данных и т.д. «Грубость, хамство и назойливость!» - такая более чем красноречивая характеристика методам работы коллекторов была дана в одном из обращений. При этом требования об уплате «долгов» зачастую адресуются коллекторами гражданам, вообще не состоявшим в отношениях по кредитному договору с банками.
Очевидно, что факты подобного вымогательства денежных средств под видом необходимости погашения несуществующей задолженности по даже не возникшему кредитному обязательству должны активно пресекаться правоохранительными органами.
В этой связи обращает на себя внимание то обстоятельство, что кредитные организации в вопросах досудебного урегулирования возникающих с заемщиками споров по сумме задолженности, величине подлежащих уплате процентов по кредиту, штрафным санкциям и др. вместо развития практики использования процедуры медиации, имеющей соответствующую цивилизованную правовую основу в виде Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», предпочитают прибегать к услугам лиц, чья как юридическая, так и человеческая состоятельность не имеют ничего общего с основными началами гражданского законодательства и добросовестностью, определенной в качестве одного из основополагающих принципов осуществления гражданских прав.