Охотничье оружие Ижевска: вчера, сегодня и завтра

Наверно,  нет на территории бывшего СССР ни одного охотника старше трех десятков лет, который бы не держал в руках какое-либо из ружей ижевского производства. Действительно, ИЖ-17 и ИЖ-18, ИЖ-27 и ИЖ-58 можно было встретить везде – от Камчатки до Туркмении.  Ружья верой и правдой служили как  промысловикам, так и охотникам-любителям.

http://s3.uploads.ru/t/wPYyd.jpg

Массовое серийное производство гладкоствольного охотничьего оружия началось в Ижевске в середине прошлого века. В небольших количествах производилось и  нарезное оружие, но в силу особенностей законодательства того времени для широких масс охотников оно было недоступно, и знали о нем лишь только по публикациям в журнале «Охота и охотничье хозяйство». Выбор моделей по сравнению с нынешним временем был весьма невелик - практически речь шла о горизонталке, вертикалке и одностволке. Я, как и многие охотники, рожденные в СССР, начинал охотится с одноствольной курковкой ИЖ-17, которую впоследствии заменил на ИЖ-27Е.

С развалом СССР изменилось и оружейное законодательство,  нарезное оружие стало доступным для обычных охотников, и в массы пошли как конверсионные «Сайги» и «Тигры», так и чисто охотничьи «Лоси» и «Барсы» - все это производил и производит Ижевский машиностроительный завод (ИЖМАШ).

Ижевский механический завод (ИЖМЕХ) – также не оставался в стороне, не только расширяя базовую линейку «ижиков» до вариантов исполнения под патроны «магнум», комбинированных ружей и так далее, но и создавая совершенно новые модели – «помпы», «самозарядки». Кроме того, на молодом оружейном российском рынке массово начали появляться всевозможные «иномарки», конкурировать с которыми ижевским изделиям было совсем непросто. Однако, несмотря на все трудности, оба ижевских завода «остались на плаву», прочно заняв нишу недорогого, но при этом надежного и долговечного оружия.

Как известно, оружейное производство – одна из самых консервативных отраслей машиностроения, многие конструктивные решения не меняются десятилетиями (особенно - если они доказали свою эффективность и состоятельность), однако современный рынок требует гибкой и оперативной реакции на спрос, регулярного рестайлинга старых и выхода новых моделей оружия. Так как сейчас оба ижевских оружейных завода входят в Концерн «Калашников», то одна из первостепенных задач, стоящих перед командой Концерна - модернизировать в кратчайшие сроки имеющиеся старые модели и постепенно замещать их новыми, полностью отвечающими современным требованиям мирового оружейного рынка.

В ближайшей перспективе модернизация коснется модели МР-155 (эргономика, надежность работы затворной группы, увеличение износоустойчивости и так далее), МР-43 (новая ложа, эжектор, доработанный УСМ, предохранитель и антабки, а также многое другое), МР-27 (новая ложа, улучшенный внешний вид), «Лось-7» (новое покрытие металлических частей, эргономичная ложа, повышение надежности крепления магазина, изменение шага нарезов), «Барс-4» (аналогичны «Лось-7» + введение новых калибров).

В свою очередь, модернизированные ружья и карабины будут постепенно замещены или дополнены новыми, перспективными  разработками – например, МР-144/142 и МР-234.

Отдельным направлением работы является работа с концептами, которых за время работы обоих заводов было разработано множество, но при этом по ряду причин эти концепты не производились серийно. Например, карабин «Марал», первый вариант которого был разработан еще в 90-х годах прошлого века – яркий тому пример. Сейчас тестовый образец «Марала» проходит  полевые испытания, по результатам которых будет принято решение о доработке образца и последующем серийном производстве.

Также в бренд «Байкал» (Baikal), под которым теперь будет производится все охотничье оружие Ижевска постепенно будут включаться и сопутствующие охотничьи товары, отобранные из лучших образцов – сейчас, например, это термобелье и охотничья одежда. Оружие, одежда и другие сопутствующие товары, производимые под брендом «Байкал» перед выходом на рынок проходят длительные полевые тесты  - именно такая концепция позволяет предлагать охотникам только то, что  надежно, правильно спроектировано и качественно изготовлено. Например, одно из последних масштабных полевых испытаний прототипа карабина «Марал», осеннего охотничьего костюма и двух вариантов термобелья прошло на Камчатке. Горная осенняя камчатская охота - один из самых сложных «полигонов», на котором моментально выявляются все огрехи конструкции, недоделки и ошибки. Безусловно, тестирование и «обкатка» любого изделия в подобных условиях – очень затратный и длительный процесс, но, увы, только так можно дать потребителю действительно надежный и испытанный в реальных условиях образец. Несколько раз внести изменения в конструкцию - лучше, чем выпустить на рынок «сырой» образец. Наша задача  - производить лучшее охотничье оружие в России, и думаю, что мы идем правильным путем.

Евгений Спиридонов